четверг, 9 ноября 2017 г.

Последний из могикан - экранизация 1992 года

Выкроил время на давно запланированное дело - просмотр фильма  "Последний из могикан", экранизацию одноименного произведения Джеймса Фенимора Купера, которое, как я надеюсь, в представлении не нуждается.
Роман экранизировался не раз, но самой знаменитой постановкой стала лента Майкла Манна, вышедшая в 1992, и отметившая в нынешнем году четвертьвековой юбилей.
Начнем с того, что фильм снят, как говорится, по мотивам книги. Я бы даже выразился резче: "по мотивам мотивов", потому что искажения как сюжетной линии, так и трактовки героев настолько существенны, что в ряде случаев вступают в антагонизм с первоисточником. Про сюжетные линии рассказывать не стану, дабы не сеять спойлеры. Перекроенные линии сюжета привели и к изменению характеристик героев, иногда весьма революционных. Так, Соколиный Глаз (он же Кожаный Чулок, он же Натаниэль Бампо), из ровесника и "белого брата" Чингачгука превратился в его приемного сына! Претерпели метаморфозы образов английских офицеров, обострен конфликт между властями и колонистами, и даже свирепый и коварный Магуа, удачно воплощенный харизматичным Уэсом Стади, оставшись свирепым и коварным, получил моральное оправдание своим поступкам.

Уэс Стади в роли Магуа
Относится к таким перестроениям можно по-разному. Я лично трепетный поклонник первоисточника, роман Купера зачитал до дыр, и вполне понимаю тех, кто не воспринял фильм. Но в нем есть своя внутренняя логика. Это классический сюжет, переложенный на художественный язык современности. Я бы выразил это так: такой была бы книга "Последний из могикан", если бы автор жил в наше время. Да, наверное, я предпочел бы классическую трактовку, но и такая тоже заслуживает права на жизнь.
Из достоинств фильма нельзя не отметить масштабность: роскошная, величественная природа, батальные сцены, массовка с большим привлечением настоящих индейцев, убедительная игра актеров во главе Дэниэлом Дей-Льюисом в роли Соколиного Глаза и Расселом Минсом в роли Чингачгука. Ну и конечно саундтрек, созданный Тревором Джонсом и Рэнди Эдельманом. Музыка звучит почти непрерывно, то выходя на первый план, то фоном. Обычно меня это немного раздражает, но в данном случае все было наоборот - получилась настоящая симфония, наполняющая фильм дополнительным содержанием и чувством.
Подводя итоги скажу, что фильм получился. Я не назову его великим шедевром кинематографа, но "Оскара" и ряда других престижных наград он удостоился не даром. Не назову и идеальной экранизацией романа Купера, однако кино получилось зрелищное, мощное и во многих аспектах не тривиальное. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий