пятница, 5 августа 2016 г.

Вальтер Скотт - Певерил Пик

"То самое" издание 1990 г.
Раньше я любил перечитывать книги. Теперь делаю это редко: слишком много вокруг всего интересного, так хочется все успеть. Но иногда находит ностальгическая волна, и манится погрузиться в страницы, которые доставили когда-то немало приятных часов и минут. Вот так в моих руках очутился роман Вальтера Скотта "Певерил Пик".
Вальтер Скотт - один из самых любимых моих авторов, я прочитал его почти всего, многие книги не по одному разу. "Певерил Пик" - не самый известный его роман, и не из моих фаворитов, но выбор пал на него именно потому, что я читал его лишь однажды, лет двадцать с лишним назад, и изрядно подзабыл с тех пор.


"Певерил Пик" относится к числу "английских" романов Скотта, и посвящен истории второй половины XVII века, времени Реставрации - возвращения на трон Карла II Стюарта, сына казненного республиканцами Карла I. Отгремели баталии Гражданской войны, наступило время примирения. Но тяжело примирить людей с диаметрально противоположными религиозными и политическими взглядами. Поэтому любовь главного героя романа, молодого Джулиана из древнего дворянского рода Певерилов Пиков, и дочери твердолобого пуританина майора Бриджнорта, бывшего соратника Кромвеля, едва ли может рассчитывать на благополучный исход. Впрочем, как всегда у Скотта, любовная история призвана лишь оживить книгу, добавить красок к историческому полотну. Основу исторических событий составляет так называемый "паписткий заговор" 1678 года - начисто сфабрикованное дело о покушении католиков на жизнь короля и замысле государственного переворота. Юный герой против воли оказывается в самом эпицентре драмы, действующими лицам в которой оказываются сам король Карл, его фаворит герцог Бакингем (не тот, который у Дюма, а его сын), а также многие другие персоны, как реальные так и вымышленные.
Иллюстрации в книге принадлежат Павлу Парамонову
Признаюсь, страницы книги я открывал не без опасения: не ждет ли меня разочарование, и не поблекнет ли кумир моих юных лет на фоне бесчисленных томов разных авторов? И с облегчением выдохнул - не поблек. Да, опытный глаз видит то, чего не замечалось раньше: довольно слабо прописанных главных героев, не всегда строгое следование исторической истине, некоторую тяжеловесность прозы. Но замечает и неоспоримые достоинства, сделавшие Скотта классиком жанра: ярких и колоритных персонажей второго плана (в "Певериле Пике" в таких недостатка нет: тут и отважный карлик сэр Джеффри Хадсон, и коварный Кристиан, и пылкая Фенелла, и легкомысленные придворные, и чрезмерно осторожный судья), достоверное (в целом) описание эпохи, искусство вызвать у читателя эмоции, будь то сопереживание или улыбка. И даже сам темп повествования, весьма неспешный, превращается в еще одно достоинство книги, позволяя отвлечься и отдохнуть от бешеных ритмов современной жизни. А еще мне больше, чем прежде понятны и интересны стали мысли и замечания автора, касающихся философии истории или характеров людей. Раньше они зачастую проскакивали мимо ушей.
Так что перепрочтение Скотта не только не разочаровало, но и позволило открыть новые грани творчества любимого с детства писателя. Самого же "Певерила Пика" искренне рекомендую, хотя начинающим знакомство с Великим Шотландцем посоветовал бы более "драйвовые" вещи: "Айвенго" или "Квентина Дорварда".

2 комментария:

  1. Спасибо за пост про Вальтера Скотта. Но лучшимим его романами считаю "Монастырь", "Аббат", "Эдинбургская темница", "Кенильворт", "Гай Меннеринг" и "Сент-Ронанские воды"

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что поделились своим мнением. Мне кажется, о достоинствах автора много говорит тот факт, что у каждый читатель найдет у него свою "лучшую" книгу.

    ОтветитьУдалить