Не раз поражался тому, как художественное произведение способно порождать у человека ассоциации, подчас очень далекие от заложенных в него автором смысла. На днях посмотрел фильм "1917" и снова убедился в этом. Кино, кстати, просто замечательное: кто еще раздумывает, сходите и посмотрите, пока идет на большом экране.
Но сейчас хочу рассказать только об одном эпизоде, когда главный герой идет по прифронтовому лесу и вдруг слышит тихое пение. Подойдя ближе, он видит роту рассевшихся на земле солдат, которые благоговейно внимают голосу одинокого бойца, исполняющего песню. Поразительный эффект достигается не только благодаря обстановке и проникновенному исполнению, но и благодаря тексту песни. В ней говорится об усталом путнике, который идет по юдоли скорби за реку Иордан, в лучший мир, где он встретит давно ушедших родителей и близких, где "нет болезней, нужды и опасности". И когда подумаешь о том, что через несколько минут этим молодым парням предстоит пойти в атаку, почти на верную смерть, то понимаешь, почему эти строфы оказывают на них такое мощное воздействие.
Меня заинтересовала песня. Как и ожидалось, это оказалось сочинение с длинной и любопытной историей. Называется она "The Wayfaring Stranger" и появилась в Америке в 1858 г., почти за полвека до Первой мировой войны. А дальше "Википедия" поведала любопытную информацию. В годы Гражданской войны в США эта песня стала известной как гимн Либби-Призон, тюрьмы в Ричмонде, штат Виргиния, куда помещали пленных северян. Легенда гласит, что умирающий солдат сочинил ее для утешения искалеченного товарища и нацарапал текст на стене. Легенда ошибается, поскольку песня, как мы знаем, была опубликована еще до войны. Но всегда ли легенда обязана быть достоверной?
Интересно другое: прочитав статью, я вспомнил, что впервые о Либби-Призон узнал из книги Джорджа Макдоналда Фрейзера про Флэшмена. Там мой любимый литературный герой вспоминает, что среди многих тюрем, в которых ему приходилось бывать, Либби-Призон была одной из самых ужасных. Вот так последовательность совпадений образовала цепь, связавшую для меня фильм "1917" с "Записками Флэшмена". Но и это еще не все. Забив в поиске "The Wayfaring Stranger", я узнал, что самым известным исполнителем этой песни является легендарный американский певец Джонни Кэш, а он (внимание!) был увлеченным читателем книг о Флэшмене. Такая вот забавная игра ассоциаций получилась.
1917 |
Меня заинтересовала песня. Как и ожидалось, это оказалось сочинение с длинной и любопытной историей. Называется она "The Wayfaring Stranger" и появилась в Америке в 1858 г., почти за полвека до Первой мировой войны. А дальше "Википедия" поведала любопытную информацию. В годы Гражданской войны в США эта песня стала известной как гимн Либби-Призон, тюрьмы в Ричмонде, штат Виргиния, куда помещали пленных северян. Легенда гласит, что умирающий солдат сочинил ее для утешения искалеченного товарища и нацарапал текст на стене. Легенда ошибается, поскольку песня, как мы знаем, была опубликована еще до войны. Но всегда ли легенда обязана быть достоверной?
Интересно другое: прочитав статью, я вспомнил, что впервые о Либби-Призон узнал из книги Джорджа Макдоналда Фрейзера про Флэшмена. Там мой любимый литературный герой вспоминает, что среди многих тюрем, в которых ему приходилось бывать, Либби-Призон была одной из самых ужасных. Вот так последовательность совпадений образовала цепь, связавшую для меня фильм "1917" с "Записками Флэшмена". Но и это еще не все. Забив в поиске "The Wayfaring Stranger", я узнал, что самым известным исполнителем этой песни является легендарный американский певец Джонни Кэш, а он (внимание!) был увлеченным читателем книг о Флэшмене. Такая вот забавная игра ассоциаций получилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий