Меня всегда привлекала история трансатлантических лайнеров, этих гордых красавцев, образовывавших связующую нить между Старым и Новым светом. Началась эта любовь в детстве, с замечательной книги Семена Белкина "Голубая лента Атлантики", которую я перечитывал раз пятнадцать, наверное. Не угасла она и до сих пор, и и выход каждой новой книги по этой теме привлекает мой живейший интерес. Вот и появление книги "Гиганты парового века: Кунард, Коллинз и эпическая битва за коммерцию в Северной Атлантике" (Steam Titans: Cunard, Collins, and the Epic Battle for Commerce on the North Atlantic) побудило отложить намеченное к прочтению и засесть за новинку.
Тем более что автор книги не дилетант, а серьезный историк, Уильям Фаулер Младший (William M. Fowler Jr.). Этот американский ученый родился в 1944 году и является крупным специалистом по истории XIX века вообще и морской истории в частности.
"Гиганты парового века" посвящены, как это следует из подзаголовка, не истории трансатлантических лайнеров в целом, а раннему и очень драматическому эпизоду из их биографии. В 1840 году канадский (а стало быть, английский), предприниматель Сэмюэл Кунард открыл первую регулярную пароходную линию между Европой и Америкой, став монополистом в пассажирских перевозках. Честь Америки в этой конкурентной борьбе выступил отстаивать Эдвард Найт Коллинз, который, добившись финансовой поддержки Конгресса, построил четыре самых современных по тем меркам парохода и организовал компанию "Коллинз Лайн". На просторах Атлантики развернулось безжалостное соперничество, настоящая битва, и побеждал в ней тот, чьи корабли предлагали больше комфорта, роскоши, а главное - скорость. В этой борьбе в ход шло все: мастерство корабелов, умение судоводителей, коммерческая сметка, политический расчет, интриги и подкуп.
Так что материал благодатный, а Уильям Фаулер Мл. владеет им в совершенстве и щедро делится с читателем. Быть может даже слишком щедро, поскольку заходит к каждой теме издалека, вникая в подробности родословной Кунарда и Коллинза, технические подробности развития парохода и так далее. Но в конечном счете, разве не за тем нужны монографии?
Следует также отметить, что хотя речь идет о соперничестве двух гигантов парового века, наибольший интерес у автора вызывают именно Коллинз и его смелая инициатива. Впрочем, это объяснимо не тем, что он для него соотечественник. История "Коллинз Лайн" полна внутреннего драматизма: родившись буквально из ниоткуда, она быстро достигла невероятного расцвета и потерпела трагический крах, предопределенный потерей двух из четырех своих судов: "Арктика", гибель которого в сентябре 1854 г. обладает роковым сходством с судьбой знаменитого "Титаника", и "Пасифика", бесследно исчезнувшего в 1856 во время очередного рейса. Именно эти трагические страницы Фаулеру удались лучше всего и читаются как настоящий триллер.
Итог: отличная книга на тему трансатлантиков, пусть и несколько перегруженная деталями.
Тем более что автор книги не дилетант, а серьезный историк, Уильям Фаулер Младший (William M. Fowler Jr.). Этот американский ученый родился в 1944 году и является крупным специалистом по истории XIX века вообще и морской истории в частности.
Уильям Фаулер Мл. |
Так что материал благодатный, а Уильям Фаулер Мл. владеет им в совершенстве и щедро делится с читателем. Быть может даже слишком щедро, поскольку заходит к каждой теме издалека, вникая в подробности родословной Кунарда и Коллинза, технические подробности развития парохода и так далее. Но в конечном счете, разве не за тем нужны монографии?
Гибель парохода "Арктик" |
Итог: отличная книга на тему трансатлантиков, пусть и несколько перегруженная деталями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий