Жанр исторического детектива получил в последние годы бурное развитие. Начав с проторенной еще Умберто Эко тропы Средневековья, авторы неустанно расширяют хронологию и географию своих изысканий. И чем экзотичнее время и обстановка, тем больше шансов на успех.
Исторический детектив, о котором я собираюсь рассказать сегодня, в плане экзотики весьма показателен. Время действия - тридцатые годы XIX века. Место - столица Османской империи, многоликий и шумный Стамбул. Герой тоже экозотичен. Яшим Тогалу не обладает особыми достоинствами: не умеет стрелять, не владеет боевыми искусствами, не обладает большой физической силой. Слово "дедукция" ему тоже ни о чем не говорит. А еще у него нет того, благодаря чему мужчину называют мужчиной. Потому как он евнух, служащий дворца его величества султана. Зато Яшиму не откажешь в остром уме, наблюдательности и необоримом стремлении к правде. А не это ли главное, что требуется настоящему детективу?
Автор книги - английский писатель Джейсон Гудвин (Jason Goodwin). Человек сам по себе очень интересный. Он предпринял путешествие пешком через всю Европу из Гданьска в Стамбул. Город на границе Европы и Азии так поразил Гудвина, что он увлекся изучением его истории и культуры. Результатом стал ряд исторических публикаций и серия детективов о Яшиме Тогалу.
"Янычарское дерево" (The Janissary Tree) - первая книга цикла. Я читал ее в оригинале, поэтому пользуюсь "прямым" переводом названия. На русский она переводилась под более заковыристым наименованием "Клинок султана". 1836 год. Несокрушимая некогда Османская империя терпит поражение за поражением. Откололась Греция, бунтует Египет. С севера напирает могучая Российская империя, давно мечтающая вернуть в лоно христианства Константинополь, этот Второй Рим. Неспокойно и внутри державы. Власти понимают, что ради выживания следует меняться, перенимать лучшее от западных стран. Но не все горят желанием это делать. Десять лет назад султан Мехмед.при помощи войск "новой модели" разгромил янычар, эту полудикую вольницу, заправлявшую Стамбулом. Янычары рассеялись, но никуда не исчезли. И ничего не забыли. Еще стоит на центральной площади дерево, под которым любили они проводить свои сборища. Поэтому когда в один прекрасный день исчезают сразу четыре молодых офицера из "новой армии", все сразу вспоминают, кому они насолили сильнее всего. Распутывать это преступление предстоит Яшиму.
Книга понравилась. У автора хороший язык, умение вводить интересных героев и интересные повороты сюжета. Но самое главное - ему удалось создать яркую и достоверную картину пестрого, необычного мира Стамбула позапрошлого века с его многолюдными улицами, запахом кофе и экзотических блюд, необычными нравами и порядками. С этой труднейшей задачей Гудвин справился прекрасно. Хорошо проработана и историческая составляющая - все детали на месте, но и перегруза нет. Смутил только портрет Александра I на стене русского посольства - логичнее было бы заменить изображение умершего одиннадцать лет назад монарха на его преемника, Николая I. Впрочем, о русской истории Гудвин писать не подряжался.
Понравился и сам герой - скромный, располагающий к себе человек, с чисто человеческими достоинствами и недостатками, любознательный и открытый. На этом фоне совершенно забываешь о его вынужденном физическом увечье.
Выводы: весьма удачная первая книга исторической детективной серии. Автору пять баллов за детективный сюжет, за историческую проработку и дополнительный бонус за удачную передачу экзотического фона.
Исторический детектив, о котором я собираюсь рассказать сегодня, в плане экзотики весьма показателен. Время действия - тридцатые годы XIX века. Место - столица Османской империи, многоликий и шумный Стамбул. Герой тоже экозотичен. Яшим Тогалу не обладает особыми достоинствами: не умеет стрелять, не владеет боевыми искусствами, не обладает большой физической силой. Слово "дедукция" ему тоже ни о чем не говорит. А еще у него нет того, благодаря чему мужчину называют мужчиной. Потому как он евнух, служащий дворца его величества султана. Зато Яшиму не откажешь в остром уме, наблюдательности и необоримом стремлении к правде. А не это ли главное, что требуется настоящему детективу?
Джейсон Гудвин |
"Янычарское дерево" (The Janissary Tree) - первая книга цикла. Я читал ее в оригинале, поэтому пользуюсь "прямым" переводом названия. На русский она переводилась под более заковыристым наименованием "Клинок султана". 1836 год. Несокрушимая некогда Османская империя терпит поражение за поражением. Откололась Греция, бунтует Египет. С севера напирает могучая Российская империя, давно мечтающая вернуть в лоно христианства Константинополь, этот Второй Рим. Неспокойно и внутри державы. Власти понимают, что ради выживания следует меняться, перенимать лучшее от западных стран. Но не все горят желанием это делать. Десять лет назад султан Мехмед.при помощи войск "новой модели" разгромил янычар, эту полудикую вольницу, заправлявшую Стамбулом. Янычары рассеялись, но никуда не исчезли. И ничего не забыли. Еще стоит на центральной площади дерево, под которым любили они проводить свои сборища. Поэтому когда в один прекрасный день исчезают сразу четыре молодых офицера из "новой армии", все сразу вспоминают, кому они насолили сильнее всего. Распутывать это преступление предстоит Яшиму.
Книга понравилась. У автора хороший язык, умение вводить интересных героев и интересные повороты сюжета. Но самое главное - ему удалось создать яркую и достоверную картину пестрого, необычного мира Стамбула позапрошлого века с его многолюдными улицами, запахом кофе и экзотических блюд, необычными нравами и порядками. С этой труднейшей задачей Гудвин справился прекрасно. Хорошо проработана и историческая составляющая - все детали на месте, но и перегруза нет. Смутил только портрет Александра I на стене русского посольства - логичнее было бы заменить изображение умершего одиннадцать лет назад монарха на его преемника, Николая I. Впрочем, о русской истории Гудвин писать не подряжался.
Понравился и сам герой - скромный, располагающий к себе человек, с чисто человеческими достоинствами и недостатками, любознательный и открытый. На этом фоне совершенно забываешь о его вынужденном физическом увечье.
Выводы: весьма удачная первая книга исторической детективной серии. Автору пять баллов за детективный сюжет, за историческую проработку и дополнительный бонус за удачную передачу экзотического фона.
заинтересовался... было, но в онлайн не нашел
ОтветитьУдалитьРецензия хороша
Спасибо на добром слове! Не знаю как на русском, но на английском точно есть :)
ОтветитьУдалить