вторник, 23 сентября 2014 г.

Рут Биб Хилл. Ханта Йо

Есть среди множества книг такие, в которые будто вмещается целая жизнь. И героя, и автора. Американская писательница Рут Биб Хилл (Ruth Beebe Hill) не написала ничего, кроме "Ханта Йо", но эта сага в одном томе сказала больше, чем иные серии в десятки томов.
У нашего читателя при слове "книга про индейцев" возникают стойкие ассоциации: развевающиеся перья, военный клич, рассекающие воздух томагавки. Индейцы прочно населили приключенческую литературу и кинематограф. О другой стороне их жизни - повседневной, негромкой, бытовой, о том, как видели они мир и как жили в нем, нам известно очень немногое. Современная американская литература все чаще обращает свой взгляд именно на эти аспекты существования исконных поселенцев континента. И краеугольным камнем этого нового направления стала книга Р.Б. Хилл "Ханта Йо".
Автор потратила на создание своего детища более двадцати лет: жила среди индейцев, изучала язык, верования, предания. Ее целью было создать книгу, которая отражала бы не привычный нам взгляд белых на диковинных людей с красной кожей, а взгляд самих индейцев на себя и окружающий мир. В предисловии она говорит, что писала так, чтобы не употреблять слов, не имеющих эквивалента в языке лакота.
Рут Биб Хилл
Результатом стала объемная сага (около тысячи страниц), повествующая судьбе небольшого клана индейцев тетон-сиу в конце XVIII-первой половине XIX века, то есть до массового прихода белых, когда жизнь индейцев равнин все еще текла по своим законам. В центре находится фигура главного героя, Ахблезы, проходящего на наших глазах превращение из мальчика в охотника и воина, а затем вождя. Но помимо Ахблезы книгу населяют десятки более или менее важных персонажей, каждый со своей непростой или славной судьбой. Это настоящая энциклопедия жизни индейцев, во всех ее проявлениях: охота и война, праздники и траур, обряды и поверья, отношения между соплеменниками, между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми. На этих страницах всему и всем находится место. Повествование то неторопливо описывает какой-то обряд, то срывается в галоп вместе с военным набегом на соседей, то веселит описанием любопытных сцен из жизни становища, то тревожит предчувствием неминуемой беды. Читать эту книгу - тяжкий труд. И не только из-за объема - текст насыщен словами и терминами из языка лакота, поэтому "нырять" в приложенный словарик приходится частенько. Но по мере вникания адаптируешься, и начинаешь улавливать ритм и смысл. Вернее, смыслы. И главный из них заключен в названии книги. "Ханта Йо" в переводе с лакота означает "очисти путь", "не преграждай дорогу". Речь о том, что непререкаемой ценностью индейского менталитета является право каждого человека жить не уставу и канону, а самому выбирать свой путь, и какой бы этот путь ни был, никто не имеет права препятствовать ему. Индейцы у Хилл не идеализированы: они бывают жестокими и подлыми, злыми и неразумными. Но человек сам выбирает свою дорогу, и сам отвечает за свой выбор.
Актер Роберт Белтран в роли Ахблезы 
Монументальное творение Хилл вызвало сенсацию, выйдя в свет в 1979 году, на девять месяцев попало в списки бестселлеров "Нью-Йорк Таймс" и до сих пор переиздается. Книга переведена на ряд европейских языков (мне известно о наличии немецкого, испанского, французского и голландского изданий). В 1984 она была экранизирована под названием "Мистический воин". У нас же о ней известно только специалистам и глубоко интересующимся "индейской" темой. И очень жаль - конечно, эта сага вовсе не попкульт, но и в России, уверен, найдет своего читателя.

Выводы: непростая, но очень сильная и удивительная книга о почти неизвестном для нас пласте истории и культуры индейцев Северной Америки, которая заслуживает внимания со стороны отечественных издателей и читателей.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий