среда, 16 августа 2017 г.

Владимир Короткевич - Черный замок Ольшанский

Роман Владимира Короткевича "Черный замок Ольшанский" - яркий пример забытого шедевра. В свое время он был очень популярен, шел нарасхват, был экранизирован. А теперь его тоже непросто приобрести, но уже потому как он давно не переиздавался (речь, разумеется, о России - в родной для писателя Беларуси ситуация, насколько понимаю, иная). Поэтому когда я брался за книгу, мной двигало не только элементарное любопытство читателя, и даже не только стремление приобщиться к собственным белорусским корням, но и желание понять, заслуженно ли "задвинули" эту некогда очень популярную книгу. Такое вот своего рода читательское расследование.
В руки главного героя романа, историка Антона Космича, попадает старинная книга. Вещь древняя, но не особо ценная. Но почему тогда трагически погибает лучший друг Антона, как раз и передавший ему находку? Пытаясь найти разгадку, Космич обнаруживает, что книга - своего рода шифр, ведущий к разгадке старинной тайны. И ниточка тянется к мрачному родовому замку князей Ольшанских. Вместе с героем читателю предстоит проделать нелегкий и извилистый путь. А еще и очень опасный, потому как тайна 17 века оказывается сплетена с тайной минувшей великой войны, и еще живы те, кому очень не хочется, чтобы забытые страницы истории шевелили вновь...

Первое, что меня поразило - это насколько опередил Короткевич своих зарубежных коллег. Период сумасшедшей популярности литературы, в которых переплетены тайны истории и современности, связан с Дэном Брауном и армией его бесчисленных последователей. Короткевич вступил на это поле лет на двадцать раньше, и все компоненты будущего успеха жанра уже налицо: история, острый сюжет, располагающий герой, детективный компонент. И все же ассоциация с Дэном Брауном будет ошибочной. Серия о профессоре Лэнгдоне - это стопроцентно развлекательная литература. А "Черный замок Ольшанский" гораздо глубже. По сути, это серьезная литература, выступающая под маской развлекательной. Писатель серьезен с читателем, старается донести до него то, что волнует его самого: необходимость бережного отношения к родной истории и культуре, ценность человеческой жизни и права быть самим собой. В какой-то степени эта последняя крупная книга автора стала его исповедью, его откровением. Откровением настоящего гуманиста.
Владимир Короткевич
Именно гуманизм, как мне подумалось, был главной идеологией Короткевича. Книга вышла в 1979 (действие в ней, насколько я понял, происходит где-то в шестидесятых), и отражает советские реалии (кстати, очень понравились картины сельского и городского быта той поры), но политизированности лишена напрочь, как коммунистической (чем грешили многие тогдашние авторы), так и диссидентской. Писателя волнует именно человек, народ. Сквозь призму своего героя он много рассуждает на эту тему. Ну и конечно, самобытность белорусской истории и культуры, которые так бережно воссоздает автор - тоже огромный пласт, погружение в который доставляет истинное удовольствие. При этом ему удается быть патетичным, не становясь пафосным.
Мой вердикт - замечательная вещь, шедевр. И в какой-то степени в этом кроется ответ на вопрос, почему ее сейчас подзабыли. Она слишком серьезна, слишком искренна, чтобы быть понятой и понравиться тем, кого привлекает чисто внешний антураж и напряженный сюжет современных "исторических" триллеров. Думаю, это роман для читателей более зрелых, уже способных понять и прочувствовать ту легкую грусть, что пронизывает эти страницы. В итоге у меня все больше зрели ассоциации с Умберто Эко. Это большой комплимент, но и вешать на Короткевича ярлык "белорусского Умберто Эко" совсем неправильно. Он самобытен и самоценен. И к сожалению, недооценен.
В завершение несколько слов об аудиоиздании, которым я пользовался, в исполнении Леонида Деркача (насколько я понимаю, оно же и единственное). Манера чтения своеобразная, очень эмоциональная - иногда чрезмерно, но в целом, на мой взгляд, весьма неплохо подошла к стилю самой книги. Проблема посерьезнее - чтец не всегда выделяет персонажей интонацией, и иногда непонятно, кому именно принадлежит та или иная фраза в диалоге. Есть небольшие претензии к качеству файлов, но ничего серьезного. Так что если надумаете читать, лучше берите книгу, но если предпочитаете аудио - тоже вполне годится.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий