понедельник, 25 сентября 2017 г.

Эрнест Хемингуэй - Праздник, который всегда с тобой

Эта книга стоит особняком в творчестве великого автора, представляя собой своеобразные мемуары. Изданная после смерти Хемингуэя, она возвращает нас в его молодые годы, когда он жил в Париже и делал первые шаги на ниве писательского творчества.
Книга очень известная и любимая читателями, поэтому не стану углубляться о чем она, ограничусь лишь несколькими личными наблюдениями. Понравилось? Да. Уникальный стиль Хемингуэя в сочетании с притягательной атмосферой Парижа между двумя мировыми войнами придает этому сборнику новелл неповторимое обаяние и образность. От новеллы к новелле ты вместе с автором погружаешься в паутину старинных улочек, слышишь их шум, вдыхаешь их воздух. Ощущение такое, что вся книга пронизана ясным и немного печальным светом осеннего дня, такого, как сегодня.



Но книга эта не столько о Париже, сколько о людях, с которыми встречался там Хемингуэй. Столица Франции была тогда Меккой для американских деятелей литературы и искусства, известных и не очень. И вот о встречах с представителями этой творческой американской диаспоры и вспоминает в первую очередь Эрнест Хемингуэй. И это само по себе очень интересно, но... Но для меня проявилось в том, что практически никто в конечном итоге не удостоился из уст Хэма положительной оценки (за исключением Эзры Паунда, наверное). Вполне допускаю, что писатели и художники (если не касаться творчества) - это тот еще народец, но в изображении Хэмингуэя они предстают совсем уж непривлекательными. Досталось всем, в том числе и Скотту Фицджеральду, которому места в книге отведено очень много. И тональность этих рассказов какая-то тоскливая. Даже изобилующее забавными недоразумениями путешествие Хемингуэя и Фицджеральда в Лион за машиной, которое под пером Марка Твена или Джерома превратилось бы в убойный юмористический рассказ, воспринимается как-то уныло. Под конец это ощущение нарастало, и начало закрадываться подозрение, а так ли уже бел и пушист был и сам Хэм в те годы. И оно окрепло, когда он коснулся темы развода с первой женой, который и завершает парижский период в его жизни. Обидно было слышать из уст этого искреннего и смелого человека трусливый монолог о коварных богачах, "подложивших" ему Паулину Пфайфер, ради которой он оставил супругу, в любви которой клялся каждую новеллу, и маленького сына. Все мы стараемся оправдать свои ошибки, но не всем это сходит с рук, даже перед самими собой. А с титанов вроде Эрнеста Хемингуэя спрос и подавно выше.
Ну да ладно, не судите, да не судимы будете. Так что в целом по прочтении книги у меня осталось положительное, но немного смутное впечатление. А еще подумалось, что "праздник, который всегда с тобой" в ощущениях Хемингуэя, это даже Париж, а молодость. То было время, когда он был полон сил, веры в себя, когда за спиной у него росли крылья. И это ощущение, память о нем, он пронес через всю жизнь. Память о времени, когда он был счастлив, но не ценил и не понимал этого.

P.S. Знакомился с книгой в аудиоформате, в начитке Игоря Костолевского. Рекомендую, сделано очень хорошо. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий