четверг, 6 июля 2017 г.

Евгений Водолазкин - Соловьев и Ларионов

Евгения Водолазкина в последнее время нередко удостаивают титула "модный писатель". Титул сомнительный, на мой взгляд, прежде всего, потому что "мода" - понятие изначально преходящее, тогда как слово "писатель" подразумевает под собой нечто пусть не вечное, но стремящееся к вечности, к долгому пребыванию со своими читателями. И думается, у Евгения Водолазкина есть все шансы, даже выйдя из моды, остаться писателем.
Вывод сей я сделал по итогам знакомства с его романом "Соловьев и Ларионов". Не самой нашумевшей из его книг и быть может, не самой показательной. Тогда по чему она? Привлекла тема. Сюжет развивается в двух временных пластах. Более ранний посвящен истории белого генерала Ларионова, поздний (девяностые годы минувшего века) - историку Соловьеву, который как раз занимается изучением деятельности прославленного полководца. Обе темы мне интересны - Гражданская война как историческая эпоха, и работа ученого-историка, показанная как бы изнутри. Впрочем, не стоит настраиваться на слишком серьезный лад. Это не научный трактат и даже не исторический роман.



Прежде всего, генерала Ларионова, героя обороны Крым от красных, никогда не существовало. Это некий собирательный образ, позаимствовавший определенные черты и элементы биографии у Слащева, Врангеля и, наверное, некоторых других деятелей белого движения. И все равно остающийся самостоятельным на праве литературного вымысла. Человек суровый, талантливый, но с причудами. Помимо загадок, окружающих его как полководца, существует главная - после захвата Крыма красными Ларионов не эвакуировался вместе со своей армией, а остался, и долгие годы прожил в Ялте в скромной коммунальной квартире. Никто его не расстрелял и даже не посадил. Почему? Разгадку этой и других окутывающих личность генерала тайн пытается раскрыть молодой историк Соловьев, который едет в Ялту, на место событий, чтобы докопаться до истины...
Евгений Водолазкин
Подобно сюжету, столь же обманчиво прост и стиль изложения, избранный Водолазкиным. Перед нами как бы историческая монография, излагающая факты и обстоятельства, изобилующая сносками и ссылками на исторические источники. И опять под личиной внешней серьезности автор прячет лукавую ухмылку. Сухой "монографический", а местами чуть ли не "протокольный" стиль в применении к нарочито легковесным и бытовым деталям призван вызвать улыбку, и даже смех. А дотошно приводимые ссылки на исторические источники являются либо "фейками", либо нарочито взятыми "не с той полки". Так, при описании погодных явлений следует сноска на книгу Д. Гранина "Иду на грозу" и т.д. Все это рождает комический эффект, но постепенно начинает приедаться. Но автор не дремлет: незаметно, как бы исподволь, стиль изложения становится более серьезным, душевным по отношению к героям. И за маской образов проступают люди. Не знаю, добивался Водолазкин этого эффекта специально, но в этом на мой взгляд, и кроется главное чудо настоящей исторической науки: из вороха цифр и документов слепить живого, осязаемого человека. И ему это удалось.
За что автору искренняя моя благодарность. Благодарность и Михаилу Рослякову, начитавшему роман для аудиокниги. Его нерезкий, спокойный голос очень хорошо лег на стилистику автора. Книгу рекомендую, хотя понимаю, что понравится она не всем. Для нее нужен читатель вдумчивый, но улавливающий иронию, неравнодушный к прошлому родной страны, но понимающий, что в истории нет простых и однозначных ответов. Как нет ответа и на философский вопрос, преследовавший генерала Ларионова: "Является ли жизнь главной причиной смерти человека?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий