вторник, 12 марта 2019 г.

Эльза Харт - Гора Нефритового дракона


Исторический детектив - одно из очень популярных направлений в современной детективной литературе. Едва ли стоит этому удивляться, потому как этот жанр сочетает два неизменно притягивающих читателя фактора: тягу к познанию прошлого и тягу разгадывать загадки. Но океан истории необъятен, и работающие в этом направлениям авторы подобны мореплавателям эпохи Великих географических открытий: они отважно пускаются в путь, нанося на карту новые острова и континенты. Некоторые исследованы уже довольно хорошо, например, средневековье. Другие до сих пор представляют собой "терра инкогнита". Писателю гораздо проще работать там, где читатель ориентируется хотя бы в основных вехах эпохи. И гораздо труднее создавать роман, основанный на экзотическом материале.
Поэтому со стороны начинающей американской писательницы Эльзы Харт (Elsa Hart) решение создать детектив на материале истории Китая 18 века было смелым, если не сказать больше. Роман называется "Гора Нефритового дракона" (Jade Dragon Mountain).
Главный герой книги Ли Ду - бывший библиотекарь императора, провинился перед государем и был отправлен в ссылку. Ему приказано бродить по всей империи, нигде на задерживаясь надолго. После нескольких лет странствий он оказывается на южной окраине Поднебесной, в городе Даян. И очень не вовремя: со дня на день ожидается прибытие императора со свитой. В преддверии этого события в город стекаются гости, в том числе из далеких европейских стран. Один из таких гостей, старый иезуит, умирает при загадочных обстоятельствах. Только наблюдательный Ли Ду понимает, что это не смерть от естественной причины, а убийство. И начинает расследование.
Эльза Харт
Сразу скажу, что книга приятно удивила. Мне трудно ручаться за достоверность исторической картины, я не достаточно хорошо знаком с китайскими реалиями той эпохи, но выглядит она очень органично. Понравилось то, как хорошо выписаны герои. Круг действующих лиц невелик (и все они в какой-то степени воспринимаются нами как подозреваемые), и у каждого свой характер, свои особенные черты. Действие поначалу развивается неспешно, что не мешает ему пережить несколько крутых поворотов, а ближе к концу книги оно ускоряется, почти не давая передохнуть. Здесь налицо такое редко встречающееся в исторических детективах качество, как баланс: книга хороша и как историческая повесть, и как детектив. Поэтому остается порадоваться, что у Эльзы Харт вышли еще две книги о расследованиях Ли Ду. Будем читать.

P.S. Конечно, говоря о Китае как "терра инкогнита" для исторического детектива, я не вправе забывать о замечательном судье Ди Роберта ван Гулика. Но здесь есть разница: ван Гулик создавал искусную стилизацию под древнекитайский "криминальный" роман, тогда как Эльза Харт работает по законам классического исторического детектива. Оба хороши, но по своему. Кстати, Эльза Харт много поездила по миру, жила в том числе и в Китае. Но как отмечает она сама, первые детские воспоминания связаны у нее с Москвой - ее родители работали в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий