понедельник, 27 апреля 2020 г.

Пьер Клостерман - Большой цирк


Книга Пьера Клостермана "Большой цирк" вышла в 1948 году и давно стала классикой военных мемуаров. Уильям Фолкнер назвал ее лучшей книгой о летчиках Второй Мировой войны. Английский историк Джеймс Холланд числит "Большой цирк" номером один среди мемуаров о Второй мировой (а следом идут превосходные воспоминания Джорджа Макдоналда Фрейзера о кампании в Бирме). Эта книга много раз переиздавалась и переведена на многие европейские языки, в том числе и на русский. И тем не менее, имя ее автора известно только в узком кругу любителей военной истории.
А знать бы стоило, потому что Пьер-Анри Клостерман (Pierre Henri Clostermann, 1921-2006) - лучший французский ас Второй Мировой войны, да и вообще очень интересный человек: не только летчик, но и авиастроитель, публицист, писатель, политик. Человек твердых взглядов и твердых принципов. Да, наверное, по количеству сбитых самолетов противника (на его счету 33 сбитые машины) ему далеко до крупнейших немецких и союзных асов, но ценность его мемуаров не в этом. В чем тогда? Прежде всего книга Клостермана подкупает удивительной искренностью автора.

Пьер Клостерман
Родившийся в Бразилии француз (его родители были дипломаты), Клостерман принял решение сражаться за "Свободную Францию" де Голля и поступил в Английские королевские ВВС в 1943 году. Он часто писал жившим тогда в Конго родителям, и из этих описывающих события дня писем и выросла потом его книга. Как я уже говорил, каким-то супер-асом он не был и сам себя таковым не считал. Но пережил и повидал немало. Ему довелось участвовать в десятках воздушных боев, гоняться за высотным разведчиком врага в стратосфере, охотиться на "крыс" (так англичане прозвали новейшие немецкие реактивные истребители), штурмовать аэродромы противника. Все это у Клостермана описано живо и захватывающе. Не меньше берут за душу и другие страницы: о не вернувшихся из вылета машинах, о погибших друзьях и соратниках. О вечной неразберихе и жестокости войны. Короткие фразы режут как ножом: "Двадцатого марта дежурный "Энсон" доставил нам пополнение из пяти молодых пилотов. Двадцать третьего погиб последний из них". Мемуары Клостермана не совсем похожи на воспоминания многих других фронтовиков. Возможно потому, что написаны они не на склоне лет, а по горячим следам, вскоре после войны. Годы не сгладили в них живости эмоций и боли потерь. Автор откровенно пишет о неудачах и ошибках, честно признается как его мутило от страха при входе в зону поражения зениток. Или о том как больно возвращаться на родной аэродром, потеряв в одном бою половину эскадрильи. Меня глубоко тронуло как после завершения войны, в последний раз посадив свой "Темпест" под названием "Большой Шарль", Клостерман плакал в кабине, расставаясь с верной боевой машиной.
Клостерман и его "Большой Шарль"
Когда читаешь "Большой цирк" Клостермана, ты буквально погружаешься в ту эпоху, переживаешь вместе с автором его фронтовые будни. В этом, наверное, и заключается секрет такой высокой оценки этой книги и ее востребованность у читателей.

P.S. Я читал книгу в английском переводе. У нас она выходила тоже переводе с английского, под названием "Большое шоу" в издательстве "Центрполиграф" в 2004 г. Мне больше импонирует оригинальное французское название (Le Grand Cirque) "Большой цирк" - сравнение с цирком есть, кстати, в тексте у самого Клостермана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий