пятница, 4 октября 2024 г.

Отрывок из книги Франка Хеллера "Старое платье императора"

Сегодня в рубрике "Литературная страничка" несколько необычный опыт - отрывок из книги Франка Хеллера "Старое платье императора". Необычный прежде всего для меня, поскольку это мой первый опыт перевода с шведского языка. Просто захотелось поделиться с моими уважаемыми читателями, ну а заодно попытаться заинтриговать тех, кто еще не знаком с творчеством замечательного, но так мало известного у нас шведского писателя Франка Хеллера, с которым мы еще обязательно повстречаемся в одном из ближайших постов.

"Старое платье императора" (Kejsarens gamla kläder) - один из ранних романов Хеллера, но в нем уже вполне проявились легкость и увлекательность ставшие фирменными чертами стиля замечательного мастера приключенческого романа. На мой взгляд, они угадываются и в приводимом ниже отрывке из самого начала книги.

Франк Хеллер

Старое платье императора

Глава 1 (отрывок)

Есть множество описаний того как оценивали родители своих детей. Отец Саула едва ли был высокого мнения о сыне, когда отправлял его пасти ослов, а тот возьми и вернись с царской короной. Отец любил применять ко мне слова Густава III, сказанные тем о своем сыне: «Из него не выйдет ничего путного. Он слишком ленив и дерзок, чтобы чего-либо достичь». Я об этом говорю не для того, чтобы уподобить себя Саулу, который корону приобрел, ни Густаву IV Адольфу, который короны лишился. Я хочу только сказать, что нельзя знать заведомо как что обернется. Отец находил меня несносным и причиной тому видел наследственность — во всем, включая дерзость, упрямство и лень, я походил на его брата Джона. Его отец назначил моим духовным прародителем, и ему вменил в ответственность свойственные мне грехи, как если бы они принадлежали самому Джону. Дядя умер, когда мне было десять лет, он тогда только-только вернулся из-за границы. Джон считался большим позором семьи. Еще в молодости он спустил все свое состояние. На это ему потребовалось всего несколько лет. Вмешалась семья, и дяде Джону пришлось перепробовать несколько профессий. Он выказал полную неспособность овладеть ими и отсутствие стремления заниматься чем-либо, если не считать регулярного сочинения писем к родственникам с просьбой дать денег. В поисках монет он проходил по кругу всю семью, как солнце совершает круг по созвездиям зодиака.

Исчерпав этот источник, он ушел в море, и по мере того как год сменял год, а писем от дяди Джона с призывом выслать денег не приходило, родственники сделали логичный вывод: живет себе Джон где-то заграницей в полном достатке. То, что он жив, следовало из получаемых время от времени открыток. Поэтому была большая суматоха, которую я запомнил до сих пор, когда дядя Джон нежданно-негаданно вернулся, а вскоре умер, не оставив после себя ничего, кроме трех сундуков, набитых разными диковинами. Среди них были идолы из Австралии, Китая и Мексики, а также оружие из Китая, Мексики и Конго. Мое семейство, питающее весьма сдержанный интерес к этнографии, отнеслось к этому наследству прохладно. О дяде говорили только как о человеке, который подавал большие надежды, но позорно не оправдал их. На его могиле воздвигли только самое простое надгробие.

Таков был дядя Джон, мой отец по духу. В моих смутных детских воспоминаниях он предстает высоким, жилистым человеком с густыми усами. Куда лучше запомнил я три его сундука, откуда мы, дети, долгое время брали все необходимое для наших игр. Среди нас дядя Джон был популярен. Став взрослым, я понял, что среди привезенных им реликвий имелись предметы как интересные, так и ценные. Я украшал ими комнату, постепенно перешедшую ко мне, а покинув дом и отправившись в мир, захватил несколько вещиц на память о дяде. Для меня важны были эти воспоминания. Ведь это он был в ответе за черты моего характера: лень, дерзость и упрямство, полный комплект. Не стану утомлять читателя перечислением всех занятий, в которых я пытался найти применение указанным выше качествам. Перейду сразу к делу. Попробовав себя в качестве аптекаря, журналиста и служащего таможни, я стал сочинителем сенсационных романов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий