четверг, 12 февраля 2015 г.

Сирил Норткот Паркинсон - Моряк с Гернси

Британский писатель Сирил Норткот Паркинсон (Cyril Northcote Parkinson) (1909-1993) больше известен нашему читателю как автор знаменитых "Законов Паркинсона" - свода ироничных правил искусства управления. Куда меньше мы знаем его как историка и автора художественных произведений. Последними, впрочем, он занялся на склоне лет, когда отошел от дел и смог сполна отдаться давней мечте и создать серию из шести морских приключенческих романов в духе книг Сесила Скотта Форестера о Горацио Хорнблауэре, преданным фанатом которых он был многие годы. Увлечение Паркинсона Хорнблауэром было таким сильным, что он написал даже "документальную" биографию этого вымышленного героя под названием "Жизнь и времена Горацио Хорнблауэра".
Но сегодня речь пойдет о первой книге приключенческой саги самого Паркинсона, "Моряк с Гернси" (The Guernseyman), где мы знакомимся с главным действующим лицом саги, Ричардом Деланси. На самом деле автор написал ее последней из всех, вернувшись, таким образом, к молодым годам героя.
С.Н. Паркинсон
В остальных книгах действие относится к самой излюбленной авторами эпохе Наполеоновских войн, здесь же затронуты события предыдущего периода. Ричард Деланси - уроженец острова Гернси - клочка суши, принадлежащего Англии, но лежащего у самых берегов Франции, обладающего особым населением из наполовину англичан, наполовину французов, прирожденных моряков и рыбаков, - является представителем отдаленной ветви знатного местного дворянства. Отец его избрал доходную, но не почтенную профессию торговца, молодой же Ричард решил связать свою судьбу с флотом. "Моряк из Гернси" рассказывает, при каких непростых обстоятельствах довелось ему сделаться морским офицером, а затем повествует о его службе в годы конфликта между Англией с одной стороны и мятежными американскими колониями и Францией и Испанией с другой. Деланси предстоит отражать десант французов на родной остров, нести службу в Америке, а затем принять активное участие в обороне осажденного испанцами Гибралтара.
В некоторых отзывах мне доводилось читать, что это не лучшая книга серии, мне же она пришлась по душе. Неотъемлемым достоинством Паркинсона является внимание и любовь к историческим фактам, а также неоспоримое писательское мастерство. Порадовали искорки юмора, особенно в описании мятежных матросов или воинственного священника с Гернси. Быть может, Паркинсон и проигрывает таким мэтрам жанра как Форестер или О'Брайан, но явно занимает со своей серией о Деланси весьма почетное место. У нас, к сожалению, издаваласьтолько одна книга из шести ("Плата дьяволу" - первая по времени написания и вторая по хронологии действия). Роман выходил в сборнике, давно ставшим библиографической редкостью).

Выводы: очень достойное начало интересной с точки зрения приключений и достоверной исторически серии от одаренного и талантливого автора. Серии, явно заслуживающей внимания со стороны наших издателей.

среда, 4 февраля 2015 г.

Конрад Аллен - Убийство на "Лузитании"

К книге Конрада Аллена "Убийство на "Лузитании" я приступал с двояким чувством. С одной стороны, это исторический детектив, мой любимый жанр, причем действие происходит на легендарном трансатлантическом лайнере "Лузитания", а трансатлантики еще одна сфера давнего моего интереса. С другой стороны, существовали смутные опасения. И причиной этих опасений являлся не кто иной как автор книги, Конрад Аллен.
Дело в том, что Конрад Аллен - псевдоним Эдварда Марстона, а Эдвард Марстон в свою очередь является псевдонимом Кейта Майлза, известного также как Мартин Инайго. Под этими разнообразными именами автор произвел на свет такое множество книг, что не уверен, знает ли он сам сколько именно. Меня всегда немного пугают плодовитые авторы. Успокаивало то, что с одной из его ипостасей, а именно Эдварда Марстона, я уже сталкивался, читая исторический детектив о заре железнодорожной эры про инспектора Роберта Колбека. Восторга не испытал, но остался вполне доволен. Помимо прочего, Майлз - дипломированный историк, а как литератор - обладатель престижных среди детективщиков званий и премий. У нас выходили две его книги из серии про театр Елизаветинского времени, где действует актер и по совместительству сыщик Николас Брейсвелл.
Под именем Конрад Аллен автор написал серию из восьми исторических детективов, связанных с расследованием преступлений на крупных пассажирских лайнерах. "Убийство на "Лузитании" является первой из книг.
1907 год, новейший лайнер компании "Кунард-лайн" готовится выйти из Ливерпуля в свое первое плавание. Когда в ограниченном пространстве скапливается такое множество народу - более двух тысяч человек, совершенно незнакомых друг другу - всегда найдутся любители половить рыбу в мутной воде. Поэтому в числе пассажиров находится агент сыскного агентства Джордж Портер Диллмен. В обличье респектабельного обитателя первого класса он может, не привлекая к себе внимания, слышать и видеть многое из происходящего на корабле. Но на этот раз ему предстоит столкнуться с чем-то посерьезнее карточного шулерства или кражи драгоценностей из каюты - с убийством.
Далее развивается классический детективный сюжет, достаточно добротный, захватывающий и созданный в полном соответствии с правилами "герметического" детектива. При этом фоном служит шикарная "Лузитания", эта плавучая легенда времени расцвета трансатлантических лайнеров. Писателю удается набросать убедительный портрет этого гигантского корабля. При этом в технические детали, сложные для восприятия, он не углубляется. Как и в социальное расслоение между пассажирами тоже. Мы видим "Лузитанию" по-преимуществу глазами пассажира первого класса, со всеми вытекающими отсюда последствиями: роскошные салоны, каюты, прогулочные палубы, почтенная публика со скелетами в шкафу. И что понравилось сильнее всего, так это каким образом Аллену удалось помимо детективного сюжета удачно сплести канву личностных отношений между участниками истории. Честно говоря, даже не ожидал, насколько удачно.

Выводы: весьма приятный и увлекательный исторический детектив с классическим сюжетом и запоминающимся портретом красавца-лайнера.

пятница, 30 января 2015 г.

Збигнев Ненацкий - Пан Самоходик и Остров злодеев

Существуют книги, которые буквально запрограммированы на хорошее настроение и позволяют читателю отвлечься на час-другой от серых будней, приоткрывая дверцу в мир приключений. "Пан Самоходик"  польского писателя Збигнева Ненацкого (Zbigniew Nienacki) как раз из их числа. Собственно, это не книга, а целая серия небольших повестей о приключениях пана Самоходика (или "Пана Автомобильчика" в буквальном переводе). Главный их герой, Томаш, историк культуры и журналист, прозванный паном Самоходиком за свой удивительный по внешнему виду и свойствам автомобиль-самоделку, колесит по Польше и по миру, разгадывая загадки истории и обнаруживая драгоценные клады. Ненацкий написал двенадцать книг про пана Самоходика и еще три, в которых Томаш еще не является паном Самоходиком, но уже распутывает тайны прошлого. Серия так полюбилась читателям, что после смерти в 1994 г. Збигнева Ненацкого была продолжена другими авторами, и на сегодняшний день насчитывает уже 127 томов. У нас серия почему-то совсем не в ходу - насколько мне известно, только две или три книги из нее переводились на украинский и сейчас гуляют по сети в не очень качественном переложении с украинского на русский. Хотя кое-что из творчества Збигнева Ненацкого до нашего читателя дошло.
Збигнев Ненацкий
Но сегодня речь идет по первой книге цикла, "Пан Самоходик и Остров злодеев" (Pan Samochodzik i Wyspa Złoczyńców), вышедшей в свет в 1964 году. Томаш получает письмо из нотариальной конторы, в котором его уведомляют, что покойный дядя завещал ему свой автомобиль с гаражом. Наследство оказывается уродливым на вид самодельным аппаратом, который наделен, однако, удивительными качествами: имеет мотор и шасси от "Феррари", способен плавать по воде. Томаш отправляется на своем автомобильчике в отпуск в одну деревушку на Висле, с целью проверить заодно, является ли справедливой легенда о спрятанных где-то в тех краях ценных предметах искусства, принадлежавших местному помещику и укрытым им в неизвестном месте в конце Второй мировой войны. Как оказывается, за ценным кладом охотится не один Томаш...
"Пан Самоходик" считается серией детской, но это не вполне справедливо. Да, дети принимают непосредственное участие, но главную роль играют не они. По стилю и содержанию книга ориентирована не на подростков, а на тех читателей, которые остаются немного детьми в любом возрасте, то есть, на приверженцев приключенческой литературы. Тут есть весь набор классического жанра "а-ля Жюль Верн": захватывающий сюжет, положительные и отрицательные герои, изрядные дозы научно-популярной информации, сообщаемой как-бы невзначай. Легкая, но не легковесная литература - само по себе замечательно. Но что мне особенно нравится в серии, так это автор. Ненацкий - писатель талантливый, и не довольствуется рамками жанра. Поэтому из-за простого сюжета постоянно "выглядывают уши" настоящего художника: то в книге появляется обрисованный беглыми второстепенный персонаж, которого никак не назовешь "картонным", то какая-то деталь обретает выпуклость и яркость, совершенно не свойственную "книжка-забавкам". И это уже здорово - каждый новый поворот чреват такой неожиданной встречей, интересным оттенком. А еще подкупает атмосфера, о которой я уже говорил: некоей легкости, оптимизма, иронии. Прибавьте к этому ностальгические картины Польши середины 60-х годов, эпохи социализма и дружбы между народами, мира, которого больше нет и никогда не будет, и получите полную картину!

Выводы: незатейливое, но интересное и качественное приключенческое чтение от талантливого автора, незаслуженно мало известного нашему читателю.
 

четверг, 22 января 2015 г.

Аллан Эккерт - Фронтирщики

Для тех, кто интересуется историей американского фронтира, он устойчиво ассоциируется с Диким Западом. Но это далеко не так. Задолго до пересечения Миссисипи и выхода в прерии американским колонистам пришлось преодолеть еще один фронтир - тот, который отделял первые колонии, а затем штаты, от неосвоенных лесных территорий в долине реки Огайо к югу от Великих озер. Процесс получился длительный и очень болезненный: воинственные и отважные шауни, делавары, оттавы и прочие племена, искусные лесные бойцы, оказывали жестокое сопротивление и наносили американской армии такие поражения, перед которыми знаменитый разгром Кастера при Литтл-Бигхорне кажется мелкой стычкой.
Вот об истории этого "первого" фронтира и рассказывает книга Аллана У. Эккерта (Allan W. Eckert) "Фронтирщики" (The Frontiersmen). Точнее, рассказывает она о части истории, потому как это лишь первая книга в шеститомной эпопее Эккерта "Рассказы об Америке". Сам Аллан Эккерт (1931-2011) у нас почти неизвестен - мне удалось найти только небольшую повесть "Йоулер". А вот в Штатах он был очень уважаем как писатель, историк и натуралист. Его книги пользуются огромной популярностью и не раз награждались престижными литературными премиями. Именно большое число восторженных отзывов на "Фронтирщиков" на "Амазоне" подтолкнуло меня познакомиться с книгой, и я не прогадал.
"Фронтирщики" представляют собой любопытное смешение жанра исторического романа с историческим исследованием. По большей части повествование художественное, причем весьма живописное, но при этом основано на фактах и снабжено обширными примечаниями. В другой части это вполне исторический труд, с обширными цитатами из документов, прежде всего, писем. И эта смесь проглатывается взахлеб. Воистину, история обладает зачастую такой драматургией, что никакой вымысел с ней не сравнится. Сюжетная линия строится вокруг судьбы двух человек, находившихся по разные стороны фронтира. Первый - американский колонист Саймон Кентон, настоящий человек-легенда, известный в Штатах не хуже Даниэля Буна или Дэви Крокетта. Другой - великий вождь индейцев Текумсе, организатор беспрецедентного движения по объединению всех индейских племен в борьбе с белыми. Помимо них на страницах этой объемной, под 700 страниц, эпопеи, перед читателем проходят десятки других персонажей, которые то появляются, то исчезают (а иногда появляются, чтобы тут же исчезнуть).
Прямо скажу, книга радует не только объемом и насыщенностью информацией, но и подходом. Автору удается сохранять нейтралитет, объективно показывая издержки и достоинства и белых, и краснокожих. На страницах немало найдется свидетельств отваги, доблести и великодушия, как и примеров дикой жестокости и коварства со стороны как тех, так и других. И при этом Эккерту удается вызвать сопереживание, заставить читателя сочувствовать героям. Большой талант.

Выводы: очень интересная и содержательная книга о непростой и малоизвестной у нас эпохе в американской истории. Думаю, определенно понравится всем, кто интересуется литературой про индейцев, как серьезной, так и художественной. 

вторник, 13 января 2015 г.

Чарли Ловетт - История книголюба


Новогодние праздники закончились, самое время поделиться прочитанным за время оных. В данном случае речь пойдет о книге американского автора Чарли Ловетта "История книголюба" (The Bookman's Tale). Чарли Ловетт (Charlie Lovett) - писатель молодой, но не начинающий. Он популярный сценарист, его перу принадлежат несколько книг, однако "Историю книголюба" следует отметить особо как книгу значимую в творчестве автора и снискавшую популярность у читателей.
Питер Байерли, букинист-антикварий, знал в своей жизни две всепоглощающие страсти: любовь к редким старинным изданиям и любовь к жене Аманде. Правильнее, наверное, было бы поставить эти пристрастия в обратном порядке, потому как после трагической смерти супруги Питер напрочь утратил интерес к жизни, в том числе и к старинным книгам. Но все изменилось, когда зайдя в букинистическую лавочку, он обнаружил между страницами одной из книг акварельный портрет своей жены. Сильнее чем сама находка, поразил его тот факт, что эта акварель была написана в 19 веке. В попытке найти разгадку, Питер обнаруживает издание, способное перевернуть всю историю английской литературы, дав ответ на волнующий умы всех историков и филологов вопрос: действительно ли существовал человек, которого звали Уильям Шекспир. Вот только подлинник это или искусная подделка? Ситуация осложняется тем, что некто любой ценой не желает допустить, чтобы правда вышла наружу.
Чарли Ловетт
Сюжет, развивающийся сразу в нескольких временных пластах, получился достаточно напряженным и занимательным, но привлекла книга не столько им, сколько стилем. Меня впечатлило умение автора донести трепетно чувство любви к старинным изданиям и книгам вообще, ощущение причастности к загадкам литературы и тайнам истории. Книги на эту тематику вообще-то не редкость, но приятно, когда за дело берется не ремесленник, но художник слова. Получается произведение, выходящее за рамки сюжетной линии "поиски-находка", самоценный художественный текст. Очень напомнило по стилю и содержанию великолепный роман "Обладать" А.С. Байетт, хотя там все еще серьезнее. Думаю, "История" понравится всем ценителям творчества писательницы.
Недавно Ловетт выпустил вторую книгу в этом же жанре, но с другими героями и посвященную другому столпу английской литературы - Джейн Остен. Называется она "Первые впечатления" (First Impressions).

Выводы: очень достойная книга в жанре "книги о книгах" и вообще хорошая литература. Думается, у нас есть неплохие шансы увидеть ее в русском переводе, и это будет замечательно.

вторник, 16 декабря 2014 г.

Джордж Макдоналд Фрейзер. Мистер Американец

Британский автор Джордж Макдоналд Фрейзер (George Macdonald Fraser) (1925-2008) прославился как автор романов о приключениях Гарри Флэшмена, знаменитого "героя" викторианской эпохи, труса и подлеца, ловко попадающего в безвыходные ситуации и столь же ловко из них выпутывающегося. Известен он и нашему читателю, потому как в издательстве "Вече" вышли на данный момент пять из двенадцати книг серии. На фоне Флэшмена оказываются в тени другие произведения писателя, а он создал еще более десятка  романов, исследований, мемуаров, которые отнюдь не уступают прославившей его имя саге.
Об одной из этих книг речь и пойдет сегодня. Это "Мистер Американец" (Mr. American), изданный в 1980 году. Сразу оговорюсь, что роман примыкает к серии о Флэшмене, потому как наш сэр Гарри, уже глубокий старик, увенчанный наградами и славой бригадный генерал в отставке, не раз появляется на его страницах. Но включать в цикл "Американца" было бы неправильно: Флэшмен там не главный герой, да и по стилю книга совсем другая. Повествование ведется от третьего лица, а свойственной мемуарам Флэшмена едкой иронии и хлесткого юмора вы там не найдете. Думаю, Фрейзер намеренно отошел от такой манеры письма, создавая нечто совсем иное. В результате из-под его пера вышел объемный (без малого шестьсот страниц) исторический роман, серьезный (но не без проблесков спокойного юмора), богатый на детали и оттенки эпохи. Действие развивается то неторопливо, то сжимается пружиной, чтобы выстрелить, после чего снова выходит на ровные рельсы.
Сюжет вроде как прост. 1909 год, в Англию прибывает американский джентльмен Марк Франклин, в багаже которого пара верных револьверов системы "Ремингтон", узорчатое испанское седло, потертый томик Шекспира и чековая книжка на миллион долларов. А также непростое прошлое в Штатах, где ему пришлось побывать и погонщиком скота, и золотоискателем, и членом шайки, которой верховодили такие известные ребята как Бутч Кэссиди и Санденс Кид. Читатель ожидает конечно, что мистер Франклин начнет жить в чопорной Англии по законам Дикого Запада, создавая тем самым массу забавных эскапад. Но его ждет разочарование. Единственное, чего хочет заокеанский гость, это вернуться к корням, туда, откуда за три сотни лет до этого его предки отправились на поиски счастья и богатства в далекую Америку. Богатство он обрел, а вот за счастьем поехал в добрую старую Англию. Вот только удастся ли найти его в стране, которая уже далеко не та, что прежде, и стоит на пороге самой большой в своей истории войны? Да и американское прошлое готово напомнить о себе в самый неудобный момент.
Должен признаться, к Фрейзеру и его книгам (не только Флэшмену) я отношусь с большим пиететом и не могу считать себя беспристрастным критиком. Мне "Мистер Американец" понравился, даже очень, но даже я не мог не заметить, что по сравнению с другими романами он менее насыщен действием, мало в нем и фирменной фрейзеровской иронии. Местами настолько нетороплив и обстоятелен, что у меня закрадывалось подозрение: уж тот ли это самый Джордж Макдоналд Фрейзер? Но талант рассказчика, умение вводить в действие колоритных и своеобразных персонажей, любовь к историческим деталям убеждали, что именно тот. Фрейзер как рыба в воде чувствует себя в эпохе, описывает ее так, будто видел все собственными глазами. И нам позволяет увидеть. И еще одна фирменная черта на месте:  любовь к книгам и литературным героям. Франклин постоянно читает и делится своими мыслями о книгах и авторах. А это те, кого любил и уважал сам Фрейзер: Хаггард, Сабатини, Конан Дойл. Промелькнул на страницах и Эрскин Чайлдерс, автор знаменитой "Загадки песков". В "Американце" очень сильны ностальгические нотки: по старым временам, старым книгам, вообще по доброй старой Англии и тому миру, который в 1914 году навсегда перестал существовать.

Выводы: очень добротный исторический роман, созданный блестящим мастером пера, уступающий по увлекательности "Флэшмену", но заслуживающий внимания как со стороны читателей, так и издателей.  

вторник, 9 декабря 2014 г.

Бен Элтон. За кругом круг

"Если бы тебе выпал единственный шанс  изменить историю... Куда бы ты пошел? Что сделал? Кого убил?" Этот несколько кровожадный, но интригующий слоган с обложки новой книги британского автора Бена Элтона "За кругом круг" (Time and Time Again) не оставил равнодушным и меня, побудив взяться за роман, едва тот попал мне в руки.
До того с Беном Элтоном (Ben Elton) я знаком не был, хотя писатель довольно известен у себя на родине и активно переводится на русский язык. Прославился он прежде всего как сценарист культовых юмористических сериалов "Черная гадюка" и "Мистер Бин". А также написал добрых полтора десятка романов, получивших, насколько могу судить, довольно широкое признание.
Его новая книга посвящена путешествию в прошлое. Хью Стентон, бывший спецназовец, а ныне специалист по выживанию в особо трудных условиях, получает от старого преподавателя из Кембриджа заманчивое предложение: отправиться в 1914 год и предотвратить начало Первой мировой войны - трагического события, предопределившей судьбу человечества в XX веке. Предложение-то заманчивое, но и опасное. Во-первых, это билет в один конец, а во-вторых, изменение истории чревато непредсказуемыми последствиями... Но Стентон, разумеется, соглашается. Что будет дальше, раскрывать не буду, скажу только, что сюжет закручен лихо и финал, вполне вроде бы предсказуемый для знатоков жанра, окажется не так прост. Ведь мы живем в начале XXI века, который, в отличие от начала века прошлого, не любит простых решений.
В целом книга понравилась. Хороший язык, динамичное действие, но при этом прослеживается осмысленная идея и логика присутствует. Некоторые образы автора запали в душу, как например, пространство нашего мира, сузившееся для большинства населения до размеров экрана сотового телефона. Исторический материал проработан неплохо, но в плане воссоздания живой картины мира Элтон, на мой взгляд, не вполне преуспел. Вроде бы все есть, но "эффекта присутствия" в полной мере я не ощутил, а это очень ценно для таймтревела. Ну и еще один минус, но он даже не автору, а жанру: все альтернативные истории мне нравятся до момента пересечения "точки бифуркации" (включительно), а чем дальше в новую реальность, тем меньше интереса. Но это, опять же, мое личное восприятие.

Вывод: вполне достойный и читабельный представитель жанра таймтревелов и альтернативной истории. Думаю, у нашего читателя скоро появится возможность с ним ознакомиться, что я и рекомендую сделать.