вторник, 25 июля 2017 г.

Джеймс Холланд о фильме "Дюнкерк"

На минувших выходных посмотрел военно-историческую драму Кристофера Нолана "Дюнкерк". Фильм однозначно понравился, поэтому не могу не поделиться, хотя обозревать не стану - не книга ведь. В этой связи не мог пройти мимо статьи уважаемого мною английского военного историка и писателя (в том числе автора саги о приключениях сержанта Джека Таннера в годы Второй мировой) Джеймса Холланда, которую он разместил на своем сайте.
Автор рассматривает картину придирчивым взглядом специалиста, отмечая сильные и слабые стороны, и раскрывает историческую подоплеку событий, связанных с эвакуацией из Дюнкерка. Весьма содержательно и информативно, и думаю, со статьей будет интересно ознакомиться всем, кому понравился фильм. Не смотревшим лучше пока не читать - возможны спойлеры :)
Читать перевод статьи

среда, 19 июля 2017 г.

А.И. Немировский - Пифагор

Приобрести в "Озоне"
Имя Пифагора известно каждому, кто учился в школе, но что кроется за этим именем, помимо известной теоремы, знают далеко не все. Можно даже сказать, что никто, потому что Пифагор не оставил после себя ни одного письменного труда, да и свидетельства о нем древних источников весьма противоречивы.
Нелегкий труд написать о Пифагоре книгу, да еще художественную, взял на себя настоящий титан, Александр Иосифович Немировский (1919-2007), выдающийся знаток античности. Он сам понимал, что биографических данных маловато, поэтому сразу оговорил, что главным героем его романа станет эпоха. А еще, я добавил бы, ойкумена - весь известный древним грекам мир той поры. Роман не большой, три с половиной сотни страниц, но какое масштабное получилось полотно: вместе с Пифагором мы открываем для себя мир всей Эллады: остров Самос и малоазиатские города, Афины, Спарта, Олимпия и Дельфы; совершим путешествие и за пределы земель греков, побывав в Карфагене, на Сицилии, в италийских колониях и в землях этрусков. Повстречаемся со многими знаменитыми людьми той эпохи, узнаем о событиях в Греции и сопредельном мире - в частности, много внимания уделяется персидским делам и приходу к власти царя Дария. Что особенно интересно, так это то, что действие происходит в шестом веке до нашей эры. Нам хорошо знакома эпоха классической Греции  - Греции следующего, пятого века, с греко-персидскими войнами, расцветом Афин, соперничеством между ними и Спартой. А вот канун ее оказывается в тени, а ведь это тоже интереснейший период.
Поэтому рекомендую, и в первую очередь тем, кто интересуется историей античности - это настоящий кладезь. При этом не в форме сухого учебника, а виде художественного текста. Разумеется, полный баланс невозможен, и в данном случае художественная составляющая несколько проигрывает, а обилие персонажей второго плана грозит риском в них запутаться, но еще раз повторюсь, любой, кто интересуется историей Древней Греции, с удовольствием прочтет эту книгу.

четверг, 13 июля 2017 г.

Бернард Корнуэлл обращается к эпохе Шекспира

Стало известно, что новая книга мастера историко-приключенческого романа Бернарда Корнуэлла будет посвящена периоду царствования Елизаветы I. На ее страницах появляется великий (в будущем) Уильям Шекспир, чья строка из "Сна в летнюю ночь" послужила основой для названия романа - Fools and Mortals ("Глупцы и смертные").
Но главным героем является младший брат Уильяма, Ричард Шекспир. По мере того как труппа восходит все выше по лестнице признания и успеха, соперничество между братьями становится все острее и ожесточеннее...
Аннотация обещает нам незабываемое путешествие в елизаветинский Лондон и встречу с яркими, живыми персонажами. Зная мастерство Корнуэлла в это охотно верится. Будем ждать выхода книги, который намечен (в Великобритании) на 19 октября этого года. Ну и в перспективе, разумеется, перевода на русский язык.

четверг, 6 июля 2017 г.

Евгений Водолазкин - Соловьев и Ларионов

Евгения Водолазкина в последнее время нередко удостаивают титула "модный писатель". Титул сомнительный, на мой взгляд, прежде всего, потому что "мода" - понятие изначально преходящее, тогда как слово "писатель" подразумевает под собой нечто пусть не вечное, но стремящееся к вечности, к долгому пребыванию со своими читателями. И думается, у Евгения Водолазкина есть все шансы, даже выйдя из моды, остаться писателем.
Вывод сей я сделал по итогам знакомства с его романом "Соловьев и Ларионов". Не самой нашумевшей из его книг и быть может, не самой показательной. Тогда по чему она? Привлекла тема. Сюжет развивается в двух временных пластах. Более ранний посвящен истории белого генерала Ларионова, поздний (девяностые годы минувшего века) - историку Соловьеву, который как раз занимается изучением деятельности прославленного полководца. Обе темы мне интересны - Гражданская война как историческая эпоха, и работа ученого-историка, показанная как бы изнутри. Впрочем, не стоит настраиваться на слишком серьезный лад. Это не научный трактат и даже не исторический роман.

пятница, 9 июня 2017 г.

Фредерик Рувиллуа - История бестселлеров

Приобрести книгу в "Лабиринте"
Любой читающий человек неизбежно задумывается над тем, почему одни книги, зачастую очень хорошие, оказываются почти незамеченными широкой публикой, тогда как другие расходятся миллионными тиражами, приобретая почетный, но не очень внятный титул "бестселлер". Почему так происходит? Что тому причиной: ухищрения рекламщиков и издателей, талант автора, удачно сложившийся момент? Или просто слепая воля случая? На все эти вопросы пытается ответить в своей книге французский ученый и публицист Фредерик Рувиллуа.
Пожалуй, книгу стоило бы назвать не "История бестселлеров", а "Феномен бестселлера" - это более точно отражало бы ее суть. Вы не найдете здесь списков бестселлеров по годам и эпохам, последовательного изложения взлетов и падений. Статистика автора интересует мало. Для него важно понять и описать саму суть явления - почему именно та, а не другая книга становится мегапополярной и продаваемой. Рувиллуа выделяет и анализирует основные факторы, которыми продиктована и структура самого его трактата: книга, издатель и читатель. Доступно, на конкретных примерах, он разбирает каждый из этих компонентов, начиная от "Дон Кихота" до наших дней.

вторник, 6 июня 2017 г.

Выходит "Одинокое ранчо" Томаса Майн Рида

В выпускаемой издательством "Вече" серии "Мастера приключений" выходит очередной сборник Майн Рида, который называется "Одинокое ранчо".

Аннотация издательства:


Сороковые годы XIX века выдались бурными в истории Мексики. Во главе государства стоит генерал Лопес де Санта-Анна — человек умный, энергичный, но жестокий и властный, нетерпимый к любому инакомыслию. Молодому американцу Фрэнку Хэмерсли, прибывшему в Мексику по торговым делам  предстоит оказаться в самой пучине неурядиц, охвативших страну, и разгадать тайну странного жилища, спрятанного в самом сердце гибельной пустыни Льяно-Эстакадо.

Историко-приключенческий роман "Одинокое ранчо" впервые публикуется на русском языке в полном переводе, сделанном по переработанному и дополненному автором изданию. Сам Майн Рид считал эту книгу своим лучшим произведением. В данный том включена также повесть "Желтый вождь", действие которой происходит на бескрайних просторах Дикого Запада в эпоху золотой лихорадки.

О романе "Одинокое ранчо", известном также как "Уединенное жилище" (в старом дореволюционном переводе), я уже писал здесь. Рад, что мне выпала честь перевести книгу бессмертного классика приключений, и представить на суд читателей ее полный вариант. Книга уже в типографии и скоро поступит в продажу.


пятница, 2 июня 2017 г.

Константин Паустовский - Далекие годы

31 мая исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского и советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Не подгадывая к дате, но очень своевременно, я закончил знакомство с его книгой "Далекие годы" - первой из шести, входящих в цикл "Повесть о жизни", являющийся художественно осмысленной автобиографией писателя. Для многих из нас знакомство с творчеством Паустовского ограничивается входящими в школьную программу сказками и рассказами о природе, а вот о "взрослых" книгах автора нам известно значительно меньше. "Повесть о жизни" занимает среди них особое место, поэтому выбор мой пал на нее.
"Далекие годы" - рассказ о детстве и юношестве писателя, собрание рассказов (не всегда следующих хронологии) о семье, в которой он рос, о годах учебы в гимназии, о поездках к морю и дачных месяцах на Брянщине, о первых радостях и горестях, о первой любви, о первых шагах во взрослую жизнь... Это не просто воспоминания, это настоящий роман: с точностью мемуариста, но с художественной силой писателя Паустовский воспроизводит для нас свои детские годы, наполняя их эмоциональностью, присущей его впечатлительной натуре, но не утрачивая достоверности. С его страниц перед нами предстает давно исчезнувший мир дореволюционной России, по большей части провинциальной, поданный нам через взгляд и мироощущение ребенка, а затем отрока и юноши. При этом не в стиле "конфетки-бараночки", тяготение к которому развилось в послеперестроечные годы, но и без чернушности, принятой в годы советской власти. Это мир детства, поэтому он полон радости и красок, но в то же время мир реальный, с его бедами и несправедливостями.
Не похвалить классика - дурной тон, но Паустовскому "выезжать на статусе" нет нужды. Признаюсь, читать книгу было истинным удовольствием. Я сказал читать, хотя должен был бы выразиться слушать, потому что прибег к аудиокниге. "Повесть о жизни" существует в нескольких начитках, я выбрал издание от Радио "Звезда". "Далекие годы" в нем читает Егор Серов. Не прогадал: начитка в высшей степени профессиональная, хорошо подобранное, ненавязчивое музыкальное сопровождение. Поначалу напугала повторяющаяся время от времени отбивка: "Мы читаем главы из книги Константина Паустовского "Повесть о жизни". "Неужели в сокращении", - встревожился я. Но потом сверил с печатным изданием, успокоился - все на месте.
Так что рекомендую всем - это настоящая Литература, открытый и чистый источник русского языка, нелукавая исповедь великого человека. Буду читать (слушать) дальше и сам, но после паузы, с толком и расстановкой.