пятница, 3 апреля 2015 г.

Эндрю Левкофф - Другой Александр

На мой взгляд, главным достижением литературы "эпохи компьютеров" стала легкость, с какой писатель способен пробиться к своему читателю. Экзотический некогда цветок, называемый "самиздат", способен теперь взрастить любой начинающий литератор. Проблема в том, что большая часть этих насаждений греет душу только самому садовнику. Однако рождаются иногда и весьма стоящие плоды. К последним я склонен отнести исторический роман Эндрю Левкоффа "Другой Александр".
Об Эндрю Левкоффе (Andrew Levkoff) известно немногое. В том числе нет ответа на самый интригующий вопрос: имеются ли у него славянские корни (как можно предположить по фамилии). О себе он сообщает, что закончил Стэнфорд по специальности "английский язык", и всегда стремился к сочинительству, но в силу различных обстоятельств лишь не так давно вернулся к мечте и стал писателем.
Появившаяся на "Амазоне" электронная книжка с не слишком выразительной обложкой привлекла мое внимание восторженными отзывами читателей и аннотацией, обещавшей захватывающее путешествие в мир Древнего Рима. "Другой Александр" (The Other Alexander") - первая часть трилогии, рассказывающей о судьбоносных для Римской республики событиях: эпохе триумвирата Цезаря, Помпея и Красса. Причем акцент делается на последнем, а это редкость, тогда как противоборство Цезаря и Помпея попало в фокус еще со времен Шекспира. Уже интересно, но еще интереснее герой, от лица которого ведется повествование. Это не сам Красс, а его раб Александр, который многие годы жил в доме Красса и оказался свидетелем происходящих событий. Вот это уже совсем необычно. Мы привыкли видеть историю с точки зрения сильных, но ведь у слабых тоже есть глаза...
Эндрю Левкофф
Есть, при этом зоркие. Воспитанник афинской Академии, Александр умен, наблюдателен, ироничен. Но он раб, и соответственно, бесправен и беззащитен. Нелегкую задачу поставил перед собой автор: как показать жизнь римского мира изнутри, с низов, но при этом не сбиться на чернуху? Писателю все удалось, и можно сказать, блестяще. В этой книге вы не найдете подробных описаний Рима, зато своими глазами увидите жизнь римской усадьбы или виллы во всех живых подробностях и красках. Рассказчик из Левкоффа просто блестящий. Он переходит от эпизода к эпизоду, ловко плетя интригу, заставляя нас сопереживать герою. А это, хочу сказать, удается далеко не всем современным литераторам. Очень понравились философские мысли Александра, рассеянные по повествованию, и его самоирония. Ну и конечно, в силу положения Александра в доме, мы узнаем с несколько неожиданной, не отраженной в учебниках стороны,  героев: самого Красса, а также Цезаря, Брута и других.
Из недостатков мне хотелось бы отметить несколько мелодраматическую концовку, хотя тут надо иметь в виду, что "Другой Александр" - часть трилогии, которую вернее было бы назвать одной большой книгой, разбитую для удобства на части. Поэтому концовка "Александра" - только завязка к основным событиям эпопеи. Причем многообещающая. Так что будем читать дальше.

Выводы: интересный исторический роман от талантливого автора, написанный очень живо и увлекательно, и освещающий Древний Рим с непривычной для нас точки зрения.

1 комментарий: